Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
Стр. 102 учебника 2019-2022:
Обсудим!
1. Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол? Проверьте себя на "Страничках для самопроверки".
2. В книге "Великан на поляне" прочитайте рассказ "В пещере" и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?
Стр. 102 учебника 2011-2018:
Задания для домашней работы
1. Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.
2. С помощью Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных, изображённых на рисунке.
Стр. 102 учебника 2019-2022:
1. Объясняем названия животных: морской конёк, морская игла, богомол. Проверяем себя на "Страничках для самопроверки".
Морской конёк получил своё название из – за внешнего сходства с конём.
Морская игла получила название из – за вытянутой формы тела, которая похожа на иглу.
Богомол во время охоты складывает передние ножки, словно молится. Поэтому его назвали богомолом.
2. В книге "Великан на поляне" читаем рассказ "В пещере" и обсуждаем его. Отвечаем, почему пещеры нуждаются в охране.
Пещеры – это природный мир, скрытый в глубине гор. В пещерах своя температура воздуха, которая поддерживается природой тысячелетиями и своя влажность воздуха, поэтому человеку не стоит нарушать природный баланс пещер и их красоту.
Пещеры нуждаются в охране из – за безответственного поведения некоторых людей. Оставленный мусор, разведение костров, надписи на стенах, сломанные сталактиты и прочее разрушают красоту пещер, которую природа создавала веками и продолжает создавать. Сталактиты, сталагмиты, колонны создаются многие тысячелетия, а чтобы их разрушить человеку достаточно несколько минут.
Стр. 102 учебника 2011-2018:
Домашняя работа
1. Рисуем, как представляем себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.
Рисунки выполняем в рабочей тетради на с. 49.
2. С помощью Интернета готовим сообщение об одном из растений или животных, изображённых на рисунке.
Сообщение по окружающему миру на тему: "Кедровка – таёжная птица"
1. Кедровка, описание.
Кедровка – небольшая птица, она чуть меньше галки и с более тонким и длинным клювом. Длина кедровки 30 сантиметров, весит 125 –190 граммов.
Птица коричневато – бурого цвета с белыми пятнами. На верхней стороне головы белых пятен нет.
Птицы строят свои гнёзда до схода снега. Гнёзда кедровок довольно крупные с маленьким глубоким лотком. Птицы устраивают их в кронах хвойных деревьев на разной высоте.
Кладку из двух – четырёх яиц насиживают поочерёдно оба родителя. Выкармливают птенцов тоже оба родителя.
2. Питание, образ жизни.
Питаются кедровки семенами хвойных деревьев, ягодами, насекомыми, мелкими млекопитающими, даже при случае разоряют птичьи гнёзда.
Кедровки могут набирать в подъязычный мешок до сотни орехов. Они прячут их в самых немыслимых местах.
В кладовках одной кедровки может находиться до 90 кг орехов. Эти запасливые птицы делают такое количество кладовок, что весной даже кормят птенцов старыми запасами.
Значительная часть семян из оставшихся запасов прорастает и даёт жизнь новым деревьям.
Кедровки способны переносить сильные холода. Они не улетают на зиму в поисках тепла, как это делают многие из их пернатых сородичей. Кедровки остаются на родине, в холодное время года для них находится всё необходимое.
В тяжёлые времена, когда птицам недостаточно питания при неурожае кормов, кедровки совершают массовые переселения.
3. Интересное о кедровке.
• Голос кедровки – трескучее "кэрр – кэррр – кэррр" является одним из главных элементов звукового фона тёмно-хвойного леса.
В конце лета и осенью кедровка нередко становится ведущим солистом, издаёт массу разнообразных звуков, выстраивает из этого набора звуков нечто вполне благозвучное.
• Кедровка большинство кладовок делает в лесу или на границе леса. Из оставшихся запасов кедровки вырастают дивные деревья.
Именно благодаря этой крикливой пёстрой птице происходит расселение патриарха таёжного леса – сибирского кедра.
Выберите год учебника
Стр. 102 учебника 2019-2022:
Проверь себя
1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.
2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 47.
3. Как нужно вести себя у моря, чтобы отдых был безопасным?
Стр. 102 учебника 2011-2018:
На следующем уроке
______________________________________________
Вспомни, что ты уже знаешь о роли леса в жизни человека. Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу?
Стр. 102 учебника 2019-2022:
1. Показываем на карте зону субтропиков. Объясняем, где она расположена.
Субтропическая зона, или субтропики находится на юго – западе России, она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря.
Субтропики являются самой маленькой природной зоной в России. На карте она обозначена узкой полосой тёмно – зелёного цвета вдоль побережья Чёрного моря.
2. Даём краткую характеристику зоны субтропиков по плану.
Краткая характеристика зоны субтропиков по плану
1. Название, изображение на карте.
Субтропическая зона, или субтропики. Обозначение на карте – тёмно – зелёный цвет
2. Особенности природы
• Условия неживой природы
В субтропиках очень тёплый и влажный климат, умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут ещё и дожди, а снег быстро тает. Нагретое за лето море отдаёт тепло зимой, а горы не пропускают в эту зону холодные ветра.
Почва в субтропиках плодородная.
• Живые существа
Некоторые жители субтропиков: цикада, олеандровый бражник, чайки, бакланы, косуля, ящерица кавказская. В море обитают: медуза – корнерот, дельфины, крабы, морские коньки, морские иглы.
• Взаимосвязи в природе
Тёплый климат и богатая растительность способствует богатому разнообразию животного мира. В субтропиках много насекомых, травоядных, всеядных и хищников.
В море водятся рыбы, медузы, дельфины, членистоногие.
На побережье живут морские птицы, которые питаются морской рыбой.
3. Использование природы данной зоны человеком.
Люди используют эту природную зону с тёплым климатом для отдыха, санаторного лечения, для туризма.
4. Экологические проблемы и охрана природы.
Загрязнение моря сточными водами и мусором.
Вылавливание медуз, крабов, насекомых и срывание цветов и редких растений приезжающими отдыхающими.
Мусор, который оставляют некоторые отдыхающие.
Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа создан национальный парк "Сочинский".
3. Рассказываем, как нужно вести себя у моря, чтобы отдых был безопасным.
Нужно понимать, что побережье Чёрного моря находится в субтропической зоне, значит от палящих солнечных лучей можно получить ожог или солнечный удар. Поэтому следует носить головной убор.
Загорать нужно постепенно, начиная с нескольких минут. Отдыхать у моря и загорать желательно в утренние и вечерние часы, а также пользоваться солнцезащитными кремами.
Купаться в море следует только со взрослыми или под их присмотром, нельзя заплывать за буйки. Нельзя купаться в шторм!
Стр. 102 учебника 2011-2018:
Вспоминаем, что уже знаем о роли леса в жизни человека. Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу.
Лес играет в жизни человека важнейшую роль. Лес – источник кислорода, древесины, ягод, грибов, лекарственных растений. В лесу люди устраивают себе отдых, охотятся в сезон охоты.
В лесу нельзя шуметь, кричать, включать громкую музыку, разжигать костер, оставлять после себя мусор. Также нельзя из любопытства ловить беззащитных животных и уносить их домой. К лесу нужно относиться бережно, он является одним из важнейших богатств человека.
Задания для домашней работы (на выбр)
1. Запиши в словарик: субтропики.
2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк "Сочинский". Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?
2. Изображение Черного моря рисуем в рабочей тетради на с. 57.
Домашняя работа
1. Записываем в словарик:
Субтропики – природная зона с мягким климатом: жарким летом и тёплыми зимами.
3. Вопросы для ребят, которые были у Чёрного моря.
4. Воображаемое путешествие в национальный парк "Сочинский"
Национальный парк "Сочинский" – это уникальное место в России. На территории парка сходятся в одной точке субтропики и высокогорные районы. Поэтому за одну экскурсию можно увидеть голые скалы, покрытые снегом, альпийские пейзажи и пышный субтропический лес.
Всего по территории парка протекает 40 рек и ручьев, есть каньоны, 103 водопада, около 200 пещер, оборудованные площадки для пикников.
Мы приехали, чтобы прогуляться к водопадам в "Берендеевом царстве".
Парк "Берендеево царство" – одна из самых красивых природных достопримечательностей Сочинского района. Территория парка находится чуть больше километра от Черноморского побережья.
В "Берендеевом царстве" вдоль экскурсионной тропы много деревянных фигур сказочных персонажей. Прогулка кажется совсем короткой – чуть больше 1 километра. По пути мы были очарованы красотой увиденного. Это семь водопадов высотой от 7 до 27 метров со сказочными названиями: Купава, Безымянный, Снегурочка, Изумрудный, Слезы Снегурочки, Богиня любви, Борода Берендея.
Мы любовались отвесными скалами, покрытыми мхом камнями, могучими деревьями, которые создают вдоль тропы тенистую прохладу. В подлеске виднелись заросли рододендрона, лещины и бузины.
В Сочинском парке ещё можно посетить водопад "Девичьи слезы". Он находится в 6 км от поселка Красная Поляна. Вода этого небольшого ручья падает вниз с 13 – метровой скалы и устремляется к реке Мзымта. Также пройтись по карстовым Воронцовским пещерам, по "Сказочному" каньону, среди реликтового леса и устроить пикник на специально оборудованной площадке.
Для охраны природы Черноморского побережья сотрудники парка заботятся об охране и здоровье вымирающих животных и исчезающих растениях, активно распространяют о них информацию.
Вернуться к содержанию учебника